Профилактика повреждений глаз

Профилактика повреждений глазРабота в химической лаборатории, школьной мастерской, непосредственно на предприятии требует умения не только правильно обращаться с ручными инструментами, но и владеть навыками и приемами работы на станках. Это очень важно для предупреждения несчастных случаев, в том числе травм органа зрения. Травмы глаз занимают одно из первых мест среди остальных видов травматизма у детей.

Наиболее часто случаи травматизма отмечаются в апреле — мае, когда ребята высыпают на улицу и начинаются игры с палками, деревянными шпагами, стрелами и т. д., а также в сентябре — октябрю, когда они встречаются после летних каникул. Кроме того, осенние месяцы опасны еще и тем, что, приступая к занятиям в мастерских, УПК, на производстве, ребятам приходится восстанавливать или приобретать заново трудовые навыки.

Травмы глаз различны по своей тяжести и последствиям.

В некоторых случаях происходит засорение глаза пылью, соринками, т. е. мелкие инородные тела попадают на роговицу и задерживаются под веками. Их легко можно удалить, но для этого обязательно надо обратиться к врачу или медицинской сестре, а не тереть глаза и не стараться самому удалить соринку, иначе можно внести грязными руками инфекцию и начнется воспаление слизистой оболочки глаза — конъюнктивит, обусловленный не только механическим, но инфекционным раздражителем. В других случаях травмы наносятся отлетающими частицами металла при рубке, обтачивании детали на наждачном точиле, при сверлении металла, при откусывании проволоки кусачками и т. д.

Внедрение в роговицу мелких частиц стали, железа, чугуна, латуни, кусочков окалины и наждака — наиболее часто встречающееся у школьников ранение глаз при работе в учебных мастерских. Вследствие такого повреждения к ощущению боли присоединяются слезотечение, светобоязнь, покраснение глаза и т. д. Осколки часто настолько малы, что их может увидеть только врач-офтальмолог, который при осмотре глаза пользуется специальным освещением и увеличительной лупой. Иногда наблюдаются термические ожоги, которые являются следствием непосредственного воздействия на глаз огня, горячих жидкостей, паров и газов, расплавленных металлов.

Химические повреждения глаз (ожоги) вызываются попаданием в глаз кислот, щелочей, извести и т.п. при неосторожном обращении с ними.

Чем опасны ранения глаз?

По своему строению глаз является тонким, нежным и сложным органом, поэтому он очень чувствителен к повреждениям. Раны глаз заживают с образованием грубых рубцов, которые нарушают его тонкую структуру и приводят к понижению зрения.

В результате ранений глаз могут образовываться рубцы роговицы, за ращение зрачка, помутнение хрусталика и стекловидного тела. Эти изменения создают препятствия для прохождения света внутрь глаза, вследствие чего снижается острота зрения.

В здоровом глазу лучи света, отражаясь от предметов, проходят через прозрачные среды глаза (роговицу, хрусталик и т. д.) и преломляются на сетчатку, где образуется их изображение. Если имеется помутнение роговицы, хрусталика или стекловидного тела, то лучи света либо совсем не проходят внутрь глаза, либо проходят частично и рассеиваются в разные стороны. При этом зрение понижается в различной степени. Кровоизлияние внутрь глаза также задерживает прохождение света и ухудшает зрение.
При травме глаза зрение может понижаться не только вследствие помутнения прозрачных сред, препятствующих прохождению света к сетчатке, но и в результате повреждения зрительно-нервного и мышечного аппарата глаза. Например, при повреждении зрительного нерва раздражение сетчатки лучами света не может быть передано в соответствующий центр головного мозга, следовательно, зрение будет отсутствовать. И ученикам, и педагогам следует знать, что ранения глаз могут привести к тяжелому увечью на всю жизнь, а в некоторых случаях к потере зрения. Строение глаза таково, что тяжелое ранение одного глаза может привести к слепоте другого, здорового глаза. Поэтому обязательно надо сразу же обратиться к врачу, который специальным инструментом удалит инородное тело, даже глубоко попавшее.

В школе же при травме глаза надо немедленно наложить асептическую повязку (стерильный бинт) и помочь пострадавшему школьнику добраться в специализированное глазное отделение.

Предупреждение повреждений глаз в школьных мастерских, УПК и на производстве вполне возможно, если соблюдать необходимые санитарно-гигиенические условия. Какие?

Прежде всего каждый школьник должен пройти инструктаж (его проводит учитель труда) по технике безопасности и правилам личной гигиены и неукоснительно выполнять на практике его требования.

Учитель труда на первых же занятиях объясняет всем учащимся общие правила техники безопасности. Кроме того, каждой новой операции, каждому новому заданию предшествует детальный инструктаж преподавателя о приемах работы, рабочей позе, а также об умелом обращении с ручным инструментом, безопасной работе на станках.

Перед включением станка надо убедиться, что он исправен и имеет защитный кожух, а инструмент хорошо заточен. Ни в коем случае нельзя проводить измерение заготовки, перемещение подручника и чистку станка на ходу во время его работы.

При пользовании напильником, молотком, стамеской и другими инструментами, имеющими деревянные ручки, нужно проверять их состояние. Ручки должны быть плотно насажены на рукоятку, иметь скрепляющие металлические кольца, не иметь шероховатую, сучковатую или расщепленную поверхность. При обработке металлических или деревянных изделий опилки, стружки нельзя сдувать или удалять с поверхности руками — это создает опасность ранения рук и глаз. Удалять стружку со станка надо крючком или щеткой.

Большинство школьников, получивших травмы глаз, в момент повреждения работали, не пользуясь защитными приспособлениями (очки, защитные экраны на станках и т.д.). Одни из них не хотели пользоваться этими приспособлениями, так как те якобы мешали им — запотевали стекла, сползали с головы и т. д. Другие забыли надеть очки. Третьи решили, что эти приспособления им вообще не нужны.

Между тем правильное использование защитных приспособлений у многих из них предохранило бы глаза от травмы.

Жалобы на неудобство работы в защитных очках или с экранами в некоторых случаях действительно обоснованы. Они объясняются тем, что эти защитные приспособления, по-видимому, не соответствовали размерам лица школьника или были грязными, что случается при небрежном хранении. В мастерской должен иметься набор очков соответствующих размеров, чтобы каждый школьник мог правильно подобрать их для себя. Защитные приспособления бывают двух видов — индивидуальными и общие.

Индивидуальные средства защиты. Специальные очки являются одним из широко применяемых средств индивидуальной защиты глаз. Для защиты школьников от механических повреждений глаз широко применяются защитные очки 04 открытого типа. Это очки с боковыми щитками, бесцветными стеклами, упрочненными для надежной защиты глаз от мелких твердых осколков, стружек, крупной пыли. Они могут быть рекомендованы для защиты глаз станочников (токари, сверловщики, фрезеровщики, шлифовщики, заточники) и людей аналогичных профессий.

При рубке металла, обрубке деталей вручную или с применением пневматического инструмента, ремонтных, строительных работах для защиты глаз от ветра, пыли, песка, цемента, твердых осколков, летящих в разные стороны, применяются очки закрытого типа (ЗП1). Оправа очков состоит из металлического корпуса, они имеют эластичную ленту, одеваемую на голову, нередко укрепляются в кожаной полумаске. Преимущество этих очков перед очками открытого типа — способность защищать глаза со всех сторон. Недостатком является то, что они несколько ограничивают поле зрение, а их стекла запотевают.

Помимо очков, применяются защитные маски и щитки из органического стекла.

После индивидуального подбора очков каждый школьник должен следить за их чистотой, протирать после работы стекла и оправу кусочком чистой материи, например фланели, и укладывать в коробку или футляр.

Одним из важных элементов индивидуальной защиты от несчастных случаев является правильное использование спецодежды. Что это значит? Работать надо в халате, причем застегнутом, чтобы полы халата не могли быть захвачены вращающимися механизмами станка. С этой же целью следует подбирать волосы под берет или косынку и никогда не снимать халат вблизи работающего станка. Производить уборку станка можно только после его полной остановки.

При работе нужно соблюдать и правила личной гигиены: мыть руки после работы, содержать в чистоте свою спецодежду, не принимать пищу в мастерской или на рабочем месте в цехе. Кожа рук при работе неизбежно загрязняется и даже небольшие ссадины и ранения могут послужить «входными воротами» для болезнетворных микробов. Чистая кожа обладает бактерицидным свойством, т. е. способна выделять вещества, губительно действующие на микробы. Это свойство значительно ослабляется, если кожа загрязнена. Специальные наблюдения показали, если поместить некоторые микробы на кожу чисто вымытых рук, то через 10 мин они полностью погибают.

На грязных же руках через 10 мин сохраняется 95% от их общего числа. Эти опыты наглядно демонстрируют необходимость соблюдать чистоту рук. У вас в мастерской, в школе есть умывальник, мыло, пемза, щетка и полотенце. Только не ленитесь лишний раз вымыть руки.

Общие средства защиты удобны тем, что они не надеваются на лицо, но служат надежным барьером от возможного попадания в глаз отлетающих осколков и стружки. Это защитные металлические сетки, укрепленные на станках. Лучше всего если сетка снабжена приспособлениями, дающими возможность откидывать ее на время объяснения преподавателя. Станки и наждачные точила с защитной целью оборудуются предохранительными экранами из прозрачного органического стекла.

Эффективными защитными устройствами являются приспособления, предназначенные для улавливания и отведения стружки и осколков. При работе на токарном станке применяют прозрачные экраны различной формы. Абразивный круг на точильном станке, например, должен иметь ограждение в виде металлического кожуха, а также защитную пластинку. Можно перечислить еще ряд приспособлений, устанавливаемых на станках при оборудовании мастерской или рабочих мест в УПК и на базовых предприятиях.

Правильное использование школьниками защитных приспособлений, сознательное отношение к опасности тяжелых поражений глаз — надежная гарантия в борьбе с травматизмом глаз.

Первая помощь при повреждениях глаз. Пострадавшего надо немедленно направить к медицинской сестре школы или производственного предприятия для оказания первой помощи. Поврежденный глаз нельзя трогать руками, не следует пытаться вытаскивать из глаза соринки, осколки и т. д. самостоятельно.

Первая помощь, оказываемая медицинскими работниками, заключается в наложении на поврежденный глаз марлевой повязки. Для повязки следует использовать стерильный бинт, который имеется в аптеке. Повязка накладывается чисто вымытыми руками. Если в школе в этот момент нет медицинской сестры, повязку может наложить член санитарного поста. Для этого имеется специальная аптечка, в состав которой входят все необходимые средства. После наложения повязки пострадавшего надо направить с сопровождающим в поликлинику к врачу-окулисту.

При химических ожогах сначала надо обязательно удалить ватным тампоном повреждающее вещество и только после этого тщательно и длительно в течение 20—30 мин промывать глаз проточной водой или физиологическим раствором (лучше из спринцовки). Сразу промывать глаз водой нельзя, потому что многие химические вещества (силикатный клей, негашеная известь и т. д.) взаимодействуют с водой и дают резкую ожоговую реакцию. Скорость оказания первой помощи при ожогах глаза, как ни при одном другом поражении, имеет колоссальное значение для дальнейшего развития патологического процесса в глазу, а следовательно, и для сохранения глаза.

Написать комментарий